Выборы Президента Республики Беларусь
Главная / Генеральный план города Хойники

Генеральный план города Хойники

г. Хойники Схема Генерального плана

УСЛОВИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 Город в системе расселения

Планировочное районирование Республики Беларусь включает четыре иерархических уровня:

Местный

Региональный

Национальный

Европейский.

Каждому уровню соответствует своя система расселения.
Город Хойники является базовой административно-территориальной системой – районным центром одноименного района Гомельской области.
Город находится в южной части Гомельской области и расположен на расстоянии 106 км от областного центра. Ближайшими городами к г.Хойники являются г.Брагин (24 км), г.Речица (68 км) и г.Мозырь (62 км). Внешние транспортные связи г.Хойники с другими населенными пунктами осуществляются автомобильным и железнодорожным транспортом (тупиковая ветка). Город находится вне основных пространственно- планировочных осей Гомельской области и связан областным центром автомобильной дорогой на Речицу и далее до Гомеля.
Современными границами района являются на юго-западе – Наровлянский район, на западе – Мозырский и Калинковичский районы, на севере Речицкий и Лоевский районы, на востоке – Брагинский район, на юге – Полесский радиационно-экологический заповедник.
По утвержденной Государственной схеме комплексной территориальной организации Республики Беларусь (2007 – 2010) Хойникский район по функционально-планировочному типу относится к сельскохозяйственному району.
Хойники – город:
– по административному статусу – районный центр Хойникского района;
– по численности населения – малый город с населением (1.01.2012 г.) – 13,6 тыс.чел.;
– по роли в системе расселения – местного значения;
– по функциональному значению – промышленный.

 

Планировочная организация территории зоны активного влияния города

n

Формирование и развитие зоны активного влияния города (пригородной зоны) должно подчиняться интересам развития города-центра.
Город Хойники – является центром тяготения в повседневном и недельном циклах жизнедеятельности жителей Хойникского района. Этому способствует его административный статус центра района.
Зона активного влияния города – свободные и застроенные территории, которые используются для размещения общественной и жилой застройки (сельского типа), сельхозобъектов (МТФ и т.д.), а также промпредприятий и строительства инженерных сооружений, связанных с функционированием городского хозяйства города. Также зона активного влияния охватывает территории лесов пойменных территорий водных поверхностей выполняющих санитарно-гигиенические и оздоровительные функции.
Планировочная организация зоны – активного влияния города обеспечивает усиление единства города и его прилегающей территории, удобство всех связей между ними.
основными факторами, определяющими особенности взаимодействия и интенсивность взаимосвязей элементов планировочной структуры г.Хойники и территорий его окружения являются:
– особенности планировочной структуры города и территорий его окружения;
– роль в межселенной системе обслуживания населения;
– социальная и транспортная доступность, обеспечивающие социально-гарантированное обслуживание населения.
 Зона активного влияния города на прилегающие территории определяется по комплексу факторов:
– планировочных;
– производственных и инженерно-технических;
– социально-экономических;
– экологических;
– природных;
– административно-управленческих.
Планировочный фактор обеспечивает увязку границ с перспективной городской чертой и с элементами урбанизированного и природного каркаса.
Зона активного влияния города определена с учетом 20-минутной транспортной доступности что составляет 8-10 км геометрического центра территории города.
Сеть автомобильных дорог и железная дорога зоны активного влияния рассматривается как составляющая часть единой сети района области и увязана с основными магистральными улицами г.Хойники.
Территория зоны активного влияния охватывает населенные пункты, территории сельхозорганизаций промышленных предприятий, находящихся за чертой города инженерные сооружения, садоводческие товарищества, крестьянско-фермерские хозяйства, территории лесного фонда пойменные территории и водные поверхности. К ним относятся:
– населенные пункты: деревни Езапов, Дворище, Небытов и т.д.;
– производственные сельскохозяйственные объекты; газопровод, ГРС, электроподстанции, коридоры ЛЭП, очистные сооружения, водозабор, кладбища.
Наличие больших массивов леса, водоемов дает возможность в зоне активного влияния города организовать территории для загородного кратковременного и ежедневного отдыха населения с организацией территорий лесопарков, лугопарков и пляжей.

 

АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ

Современное состояние. Историко-культурное наследие
(историко-архитектурный опорный план)

В настоящее время г.Хойники – центр Хойникского района Гомельской области. Географически город занимает юго-восточное положение в области и расположен на транспортных автодорогах: южная – от Мозырьского до Брагинского направлений и восточная направлением на Речицу и Гомель. Железная дорога. идущая из Василевич, заканчивается в восточной промзоне тупиковыми подъездными путями к промпредприятиям и складам. Есть также ответвление к северной промзоне.
Город оразовывался из двух районов: Старых и Новых Хойников. Оба района объединяются единственной трансопртной связью, включающей улицы Советскую, Вокзальную, Крестьянскую, Колесника.
Разобщенность жилых районов Хойников обусловлена наличием обширной мелиоративванной, не пригодной для строительства терриорией, на которой имеется болшой искусственный водоем. Отдельные, непригодные для строительства участки находятся в северно части Старых Хойников и к северо-западу от Новых Хойников (на залесенных территориях).
Основную долю жилой застройки в обоих раонах города составляют усадебные дома.
район жилой многоквартирной застройки Старых Хойников расположен вдоль ул. Карла Маркса и ул.Советской, а Новых Хойников в жилых микрорайонах по ул.Колесника, ул.Первомайской, ул.Лермонтова.
Планировочная структура дополняется тремя основными производственными зонами:
– ”южной“, расположенной на территории Старых Хойников южнее ул.К.Маркса и ул.Кирова, на которой размещены КПУП ”Хойникский ремонтный завод“, несколько мелких предприятий ОАО ”Хойникский Агросервис“ находятся к востоку от ул.Советской;
– ”северной“, находящейся к северу от ул.Мира на которой расположены гаражи, ДРКП ”Гидроаппаратура“, ПМК;
– ”восточной“, основные предприятия которой расположены на территории между железной дорогой, соединяющей г.Хойники с Василевичами и обходной автодорогой Брагин – Речица – это НД ПУП ”Хойникский завод ЖБИ“, ЧУП ”Молочное кружево“, нефтебаза, база РАЙПО, ДЭУ-45, ИФК ”Агрочелаут“.
Существующая система общественных центров в планировочной структуре двухцентрового города занимает важную роль в Старых и Новых Хойниках.
Городской общественный центр с площадью Ленина образован в Старых Хойниках у пересечения улиц К.Маркса, Котовского, Советской и Колхозной. Площадь сформирована зданиями райисполкома, дома культуры, музыкальной школы, универмага, ЗАГСа. По ул.К.Маркса расположены Беларусбанк, Агропромбанк, автостанция, рынок.
Составной частью этого центра является исторический парк, расположенный между ул.Кирова и ул.К.Маркса. Парк вместе со стадионом является местом отдыха горожан, однако часть его территории занята ремонтным заводом и другими промпредприятиями, что ухудшает санитарное состояние не только парка, но и прилегающих жилых кварталов.
Общественным центром, дополняющим городской, является в Старых Хойниках район пл.Танкистов, которая образована у пересечения улиц Советской, Мележа, Интернациональной и Вокзальной. Ее формируют кафе, торговый центр. В центре площади находится сквер.
Общественный центр Новых Хойников расположен по ул.Колесника, в состав которого входят дом культуры, торговые комплексы, рынок.
Характерной особенностью заболоченной низины, разделяющей город на две части являются городской пруд, различные по размеру пруды в индивидуальной застройке, промзоне. С севера и востока вплотную к городу примыкают крупные хвойные лесные массивы. В городе находятся 4 фермы крупного рогатого скота.

 

 

Направления территориального развития

Направления развития города определялись с учетом анализа и оценок комплекса градостроительных условий: планировочных, экологических, социально-экономических, ценности сельхозземель, интересов землепользователей.
Также был проведен комплексный анализ примыкающих к городу территорий на основе учета геологических, климатических, гидрогеологических условий и природоохранных требований.
С учетом приоритетных градостроительных условий, других комплексных условий и оценок были определены основные направления развития города – северное, южное.
Основные направления приняты как наиболее приемлемые на современном этапе по ряду факторов: наращивание уже сложившейся застройки, наличие транспортной и инженерной инфраструктуры, доступность к местам приложения труда.
В этих направлениях предусматривается размещение жилой многоквартирной и жилой усадебной застройки.
Для размещения нового промышленного строительства определены территории в северном промузле.
В целом, рост территории города в перспективной его границе обусловлен расчетной потребностью в территориях для нового строительства и необходимостью планировочного упорядочения территорий, прилегающих к городу.

Планировочный каркас и планировочная структура города

Планировочная модель г.Хойники построена на основе существующего планировочного каркаса, социально-экономического прогноза, его развития, природных и техногенных составляющих.
К ним относятся:
– прогноз возможного роста численности населения;
– прогноз возможного территориального развития;
– внешняя и городская транспортная и инженерная инфраструктуры;
– природно-ландшафтная характеристика территорий;
– экологическая ситуация;
– прилегающие к городу сельскохозяйственные объекты и ценность слеьхозземель.
Территория города формируется из четырех планировочных районов: 1 – западный, 2 – южный, 3 – северный, 4 – восточный, по которым проводятся расчеты проектом, определен и приведен комплекс основных градостроительных мероприятий.
Основой современного урбанизированного каркаса являются планировочные оси – существующие магистральные улицы (Советская, Карла Маркса, Колесника), обеспечивающие въезд в город с внешних направлений и организующие связи всех функциональных зон города. Основные жилые улицы обеспечивают внутригородские связи.
Одной из задач генплана является обобщение двух районов Старых и Новых Хойников.
Большое значение транспортной системы и объединяющего элемента будет иметь ул.Проектируемая №1, на которой размещается район многоквартирной застройки и зона отдыха города.
Место приложения труда в целом по городу не изменяет своего местоположения. Перспективным для развития будет северный промрайон.
Предусматривается к выносу некоторых предприятий, оказывающих воздействие на жилую среду. К их числу относят: «Автопарк № 14» по ул.Лермонтова, МТФ по ул.Карла Маркса, скотобойня.

Функциональная организация территории

Основой стратегии функциональной организации г.Хойники является максимально-возможное усовершенствование существующего сложившегося функционального зонирования территории города с оптимальным размещением новых функциональных зон.
Городские территории подразделяются на основные функциональные зоны: жилые, общественные, производственные, производственно-деловые, ландшафтно-рекреационные.
Генеральным планом предусматривается:

    n
  • Многоквартирную жилую застройку I и II этапов развития разместить в Новых Хойниках по ул.Лермонтова, ул.Колесника, ул.Жукова, ул.Проектируемая №1;

– освоение свободных территорий вдоль ул.Карла Маркса после выноса МТФ.

  • Усадебную застройку осуществлять:

– в Старых Хойниках на I и II этапы – между ул.Берегового и продолжением ул.Мира, в районе ул.Буденного в южной части;
– новое усадебное строительство будет осуществляться в западной части между ул. Мележа и ул.Пролетарской в Старых Хойниках, а также в районе ул.Луговой на севере в Новых Хойниках и за счет уплотнения существующих районов.
Общественные зоны представлены городским общественным центром, центром районов, памятниками истории и архитектуры, медицинскими и образовательными учреждениями:
– общегородской центр Старых Хойников сформирован на пл.Ленина и ул.Советской и Карла Маркса, зданиями райисполкома, дома культуры, здание « Беларусбанка», гостиницы;
– общественный центр Новых Хойников формируется вдоль ул.Лермонтова и ул.Колесника рядом объектов культурно-бытового назначения;
– подцентры обслуживания с объектами общегородского значения формируются в районе ж/д вокзала по ул.Чкалова и ул.Колесника, а также на новых территориях районов многоквартирной и усадебной застройки.
Производственные территории формируются в производственных зонах – южной, северной и восточной.
Перспективной для развития будет северная зона.
Существующие промышленные предприятия и объекты коммунально-бытового назначения должны:
– проводить модернизацию производства и технологического процесса;
– снижать уровень негативного воздействия на окружающую среду за счет формирования санитарно-защитных зон;
– повышать эффективность использования своих территорий.
Ландшафтно-рекреационные зоны формируются единой системой на территории города в увязке с существующими зелеными насаждениями. Генеральным планом предусматривается формирование и благоустройство водно-зеленого комплекса в районе существующего водоема вдоль ул.Проектируемая №1, как связующий элемент между Старыми и Новыми Хойниками.

Стратегия реконструкции сложившихся территорий и застройка новых территорий

На современном этапе развития городов становится актуальным критерий градостроительной ценности городских земель, который должен стать определяющим для выработки градостроительного и социально-экономического зонирования города.
Комплексная застройка города, включающая градостроительное освоение новых территорий и реконструкцию сложившихся должна осуществляться на основе учета градостроительной ценности территорий, определения направления реконструкции, характера застройки новых территорий, поиска «архитектурного образа» города.
Целью комплексной реконструкции сложившихся территорий является формирование экологически безопасной и комфортной среды жизнедеятельности населения. Это достигается на основе:
- повышения эффективности использования жилых общественных и производственных территорий;
- преемственности градостроительных решений достижения разнообразия и высокого эстетического качества городской среды с учетом исторических территорий и памятников.
Комплексная реконструкция включает:
- снос малоценных жилых и общественных зданий с организацией территорий под общественно-жилую застройку;
- упорядочение и реконструкция существующих объектов общественного назначения и размещения новых объектов с новым архитектурно-художественным образом и формированием новых общественных пространств;
- упорядочение и реконструкция исторических территорий с максимальным сохранением исторических зданий и объектов;
- модернизация  и капитальный ремонт существующей жилой многоквартирной застройки (использование скатных крыш, мансард);
- строительство новых жилых многоквартирных зданий с повышенным уровнем комфортности и использованием различных приемов формирования застройки;
- строительство новых жилых усадебных домов улучшенного типа;
- высокий уровень благоустройства дворовых пространств улиц территорий зеленых насаждений.
Наиболее актуально проведение реконструкции усадебной застройки, прилегающей к отрезку ул.Советской от пл.Ленина до ул. Мележа, секционной жилой застройкой.
Реконструкции подлежат также участки усадебной застройки по ул.К.Маркса, отрезок по ул.Колесника от ул.Жукова до ж/д вокзала.

Размещение первоочередного строительства

Потребность в новом жилищном строительстве в период первого этапа развития составит. ориентировочно 50 тыс.м2 общей площади что позволит довести обеспеченность жилищным фондом до 31,4 м2/чел. Объем усадебного строительства может составить 15 тыс.м2, многоквартирного – 35 тыс.м2. Эти объемы при соотношении типов застройки в 30% усадебной к 70% многоквартирной соответствуют в количественном выражении 120 домам и 560 квартирам. Территориальные потребности на первом этапе определились:
- под усадебное строительство – 23 га;
- под многоквартирное строительство – 85 га.
Первоочередное жилищное строительство размещается в районах и кварталах начатого и продолжающегося строительства по имеющейся в городе проектной документации.
Стратегия размещения первоочередного строительства предполагает, прежде всего, использование всех имеющихся территориальных резервов в пределах городской черты и опору на сложившийся транспортный и инженерный каркас городской инфраструктуры.
Генеральным планом учтены все имеющиеся на момент завершения проекта разработки на кварталы многоквартирного строительства и районы. и участки усадебного строительства.
Первоочередное усадебное строительство на свободных территориях в Старых Хойниках район по ул.Берегового и в южной части в районе ул.Буденного.
Первоочередное многоквартирное строительство – микрорайон по ул.Лермонтова, ул.Жукова.